125 лет со дня рождения Александра Гавриловича Гаеля – профессора, доктора сельскохозяйственных наук, лауреата Государственной премии СССР

125 лет со дня рождения Александра Гавриловича Гаеля – профессора, доктора сельскохозяйственных наук, лауреата Государственной премии СССР

Александра Гавриловича Гаель – крупнейший исследователь песков и песчаных почв, ученый почвовед, лесовод, агролесомелиоратор, эколог. Работа была его жизнью, а пески – самой большой любовью, которой он преданно служил до последнего дня жизни.

Родился 21 февраля (5 марта) 1900 г. в городе Вильно в семье белорусского крестьянина и унаследовал упорство и трудолюбие своих предков. Впоследствии он себя называл «ровесником века». С 1919 г., не закончив прерванного войной и революциями среднего образования, стал работать секретарем волостного ревкома, а затем заведующим отделом народного образования. В 1921 г. Александр Гаврилович поступил в Витебский практический сельскохозяйственный институт, а с 1922 г. он учится в Петроградском лесном институте. Его учителями были профессора В. Н. Сукачев, К. К. Гедройц, М. М. Ткаченко, М. М. Орлов, Л. А. Иванов, Н. В. Третьяков и другие.

По окончании Петроградского лесного института в 1926 г. на инженера-лесохозяйственника Управлением лесами Наркомзема РСФСР А. Г. Гаель был зачислен в экспедицию по исследованию песков Дона. Тогда же по рекомендации В. Н. Сукачева он начал заниматься  песками,  изучению  и  освоению  которых посвятил всю дальнейшую деятельность. Молодой исследователь отличался неутомимостью, жаждой к знаниям и требовательностью к себе. В 1932 г. отряд экспедиции, возглавляемой А. Г. Гаелем, вошел в состав Всесоюзного института растениеводства (ВИР), руководимого академиком Н. И. Вавиловым, и был реорганизован в «Бюро освоения пустынь». Руководителем бюро был известный ученый Р. И. Аболин, а в его составе работали, кроме А. Г. Гаеля, видные ученые – М. П. Петров, А. М. Алпатьев, С. В. Зонн, Б. Н. Семеневский. После ареста Р. И. Аболина директор ВИР назначил заведующим бюро пустынь А. Г. Гаеля, уже успевшего многое сделать, главное – организовать комплексное исследование пустынных и полупустынных территорий. Насколько быстро и широко изучались эти пространства, показывает работа бюро в песках северных пустынь Южного Казахстана. До 1941 г. этим бюро были изданы 5 сборников «Проблемы растениеводческого освоения пустынь».

Началась Великая Отечественная Война. В августе 1941 г. вместе с другими сотрудниками ВИРа А. Г. Гаель рыл окопы под Ленинградом. Однажды он поднял и прочел сброшенную с самолета немецкую листовку, поразился примитивизму ее содержания и рассказал об этом трем знакомым. Результатом был арест и осуждение на 5 лет. До июня 1942 г. А. Г. Гаель находился в тюрьме г. Мариинска (Кемеровская обл.), затем переведен в лагерь в Томск, где работал на военном заводе по изготовлению мин. Об этом периоде жизни Александр Гаврилович вспоминал, что выжить ему помогли только железная воля, самоограничение, позволявшие растягивать на целый день тюремную пайку хлеба и талант художника, позволивший ему рисовать портреты заключенных (А. М. Якшина, Л. П. Брысова, 1991).

После освобождения из заключения, в 1946-1950 гг. А. Г. Гаель жил и работал в Казахстане на Приаральской опытной станции ВИРа, где продолжал изучение природы и хозяйственного освоения песков «Больших и Малых Барсуков», «Приаральских Каракумов».

В 1951-1955 гг. по приглашению академика В. Н. Сукачева А. Г. Гаель возглавил один из отрядов Комплексной экспедиции по полезащитному лесоразведению Института леса АН СССР (Москва), созданной правительством СССР под реализацию «Сталинского плана преобразования природы». Объектами его изучения стали пески Прикаспия – Урдинские, Терско-Кумские, Кумско-Волжские, а также Прииртышские и Донские. По материалам исследований Волго-Уральских и Терско-Кумских песков им в 1952 г. была защищена докторская диссертация на тему «Облесение бугристых песков засушливых областей». С этого времени и до конца своей жизни А. Г. Гаель тесно сотрудничает с учеными Всесоюзного НИИ агролесомелиорации (ВНИАЛМИ, ныне Федеральный научный центр агроэкологии РАН) по вопросам защитного лесоразведения и комплексного освоения песков, многие из них стали его учениками и последователями.

В 1955 г. он был приглашен профессором Н. А. Качинским на кафедру физики и мелиорации почв биолого-почвенного факультета МГУ, где была организована лаборатория песковедения, затем переименованная в лабораторию мелиорации почв и песков, которую возглавлял 35 лет и подготовил многих учеников и последователей. Занятый всегда энергичной работой, Александр Гаврилович заражал сотрудников своей любовью к природе, увлеченностью своим делом, страстной заинтересованностью и точностью в сборе материалов.

Кампания по освоению целинных земель в 50-е годы, зачастую сопровождалось бездумной распашкой легких песчаных почв. Он не мог равнодушно смотреть, как гибли под плугом песчаные пастбища, превращаясь в голые пески и дающие пищу пыльным бурям. Протестовал против подобных непродуманных действий, неоднократно обращался в органы власти, доказывая и убеждая в необходимости бережного обращения с легко ранимой природой песков. Для всех работавших с ним это был яркий пример ответственной гражданской позиции, требовавшей в то время немало мужества.

На территории бывшего СССР нет песчаных массивов, на которых не проводил бы свои исследования А. Г. Гаель. Круг его научных интересов всегда был необычайно широк и постоянно увеличивался. Это минералогический состав, рельеф и растительность песков, стационарные наблюдения за сезонной динамикой влажности почв и уровнем грунтовых вод, особенности роста и строения корневых систем различных древесных пород на песках, развитие почвообразовательных процессов и формированием песчаных почв и др.

Им впервые проводились исследования песков комплексным методом с составлением почвенно-геоморфологических, а по сути – ландшафтно-экологических инструментальных профилей, с бурением скважин, нанесением на карту рельефа, стратиграфии пород, горизонта и минерализации грунтовых вод, почвенного и растительного покрова. Одновременно проводилось и картографирование песков по их типам, на основе выявленных закономерностей сочетания их в экологических рядах и использованием аэрофотоснимков. Этот метод в настоящее время стал главным методом полевых исследований ландшафтов разной степени нарушенности.

Изучение дефляции песчаных почв в результате хозяйственной деятельности человека позволило Александру Гавриловичу, используя археологические, радиоуглеродные, палинологические и другие современные методы исследования, воссоздать историю развития песчаных степей от далеких времен неолита до наших дней, понять роль кочевых племен в изменении ландшафтов. Эти исследования послужили основой для создания Л. Н. Гумилевым теории этногенеза (Гаель А. Г., Гумилев Л. Н. 1966).

А. Г. Гаель был не только ученым-теоретиком, его волновали проблемы хозяйственного использования песчаных территорий. Он изучает возможности облесения песков, разрабатывает способ посадки саженцев в буровые скважины, траншейные способы посадок. Им предложены куртинно-колковый метод облесения бугристых песков засушливых областей по котловинам, способ культуры ольхи черной на близководных кварцевых песках, как активного почвообразователя и многое другое.

Вокруг него всегда были преданные ученики и последователи. Среди них профессора Н. А. Воронков, А. В. Хабаров, И. М. Ващенко, Н. Г.  Сметана, А. Н. Маланьин, Л. Ф. Смирнова, Л. П. Брысова, А. М. Якшина, Е. А. Витте. Ученые ВНИАЛМИ – академики РАН К. Н. Кулик и В. И. Петров, профессор Н. Ф. Кулик, доктора наук А. С. Манаенков, Н. С. Зюзь считают себя его учениками. Им посчастливилось достаточно тесно работать с Александром Гавриловичем, особенно в последние годы его жизни, когда несмотря на преклонный возраст, Александр Гаврилович ежегодно выезжал в экспедиции с сотрудниками ВНИАЛМИ на свои любимые пески.

Работоспособность его была невероятна. Им лично и в соавторстве написано более 300 работ, при этом всех, знавших его, поражала его требовательность, к слову. Каждую работу он переделывал много раз, добиваясь наиболее ясного и яркого изложения, и всегда оставался недоволен написанным. Первой научной работой А. Г. Гаеля в печати была статья «Ведение лесного хозяйства в сосновых насаждениях» (1929). В 1930 г. он разработал и опубликовал «Руководство к исследованию песков» (М. – Л., Сельхозгиз, 1930,) во многом не потерявшей свою актуальность и сегодня. Его монографии «Облесение песков в северном Приаралье» (1949), «Облесение бугристых песков Приаралья» (1951, «Облесение бугристых песков засушливых областей» (1952), «Ленточные боры Прииртышья», «Проблемы освоения пустынь» (1988) и посмертно изданная в соавторстве с Л. Ф. Смирновой «Пески и песчаные почвы» (М., Геогрзфиздат, 1999) и другие и сейчас широко цитируются учеными лесоводами, агролесомелиораторами, экологами.

Недюжинность его натуры ученого-энциклопедиста сказывалась во всем. Казалось, при такой загруженности работой у обычного человека не хватило бы сил ни на что другое, а он любил и знал поэзию, прекрасно рисовал и фотографировал, находил время на знакомство с памятниками архитектуры, много читал, высоко ценил и чувствовал все прекрасное, отдавая дань восхищения красивому пейзажу, картине, фотографии, женщине, обладал неиссякаемым чувством юмора. У него была прекрасная коллекция цветных слайдов. Всем этим он бескорыстно и с радостью делился с окружающими.

За достижения в научной деятельности, внедрение методов закрепления и облесения песков юго-восточных и восточных областей европейской части СССР А. Г. Гаель совместно с группой ученых ВНИАЛМИ и других специалистов был удостоен в 1986 г. Государственной премии СССР. Его имя и статья о нем включена в Энциклопедию агролесомелиорации (Волгоград. 2004).

В 70-80-е годы он был серьезно обеспокоен бесконтрольной распашкой и нерациональным использованием пастбищных и лесных земель. Особую тревогу вызывали катастрофические процессы опустынивания пастбищ Прикаспия. Во многом, благодаря его бескомпромиссной позиции по этой проблеме, была разработана и прията правительством СССР в 1986 г. «Генеральная схема борьбы с опустыниванием Черноземельских и Кизлярских пастбищ». В основу борьбы была положена фито- и лесомелиорация, что позволило к 1993 г. предотвратить катастрофу целого региона. Кроме того, под его руководством, начиная с 1975 г., на Приаральской опытной станции ВИР и в Большебарсукском лесхозе (г. Челкар) были разработаны способы выращивания однолетних сеянцев северо-туранского супесчано-щебенистого экотипа саксаула черного и закладки пастбищезащитных саксауловых полос, которые увеличивают продуктивность пастбищ минимум в два раза. В короткие сроки был создан первый сорт саксаула черного ‘Приаральский 1’, сеянцы которого ежегодно в количестве нескольких сотен тысяч штук реализовались лесхозам и совхозам аридной зоны Казахстана и России

Умер Александр Гаврилович 26 марта 1990 г. Он был и остается главным ученым лесоводом-песковедом в России XX столетия, создавшим свою научную школу и оставившим своим преемникам богатое литературное наследство. После смерти А. Г. Гаеля, Лилия Федоровна Смирнова, его коллега, замечательный ученый и человек, неизменный спутник в экспедициях, исполнила последнюю волю Александра Гавриловича – передала ВНИАЛМИ богатейшую картотеку литературы по пескам, а также его библиотеку. Это еще одно свидетельство того, что его идеи, мысли, и труды не умирают, а являются источником нового вектора развития науки. Его многочисленные ученики, последователи и все те, кому выпала удача знать Александра Гавриловича, никогда не забудут этого яркого, талантливого и доброго человека.

К. Н. Кулик, академик РАН и РЭА, профессор, доктор с.-х. н., Заслуженный деятель науки РФ и Республики Калмыкии

ru_RU